Методы консервации находок

Тема в разделе "Реставрация", создана пользователем iolafishing, 19 фев 2016.

  1. iolafishing

    iolafishing Модератор Команда форума Модератор

    Регистрация:
    18 фев 2016
    Сообщения:
    184
    Симпатии:
    77
    Город:
    Царевококшайский уезд
    Прибор:
    E-Trac
    Имя:
    Сергей
    Друзья, рано или поздно у каждого возникает вопрос....''Как правильно и безопасно для находки ее законсервировать для длительного хранения''
    Предлагаю в этой теме обсудить методы консервирования находок и кто что для этого использует.
    Много мнений на бескрайних просторах интернета. Много способов,правильных и не очень. Думаю всем будет интересно обсудить все плюсы и минусы каждого из них.....
    Самый правильный способ это несомненно использовать микрокристалический воск «Космолоид H-80». Но есть одно Но....Он весьма дорог и не всегда его можно купить. Отсюда в общем то и возникла эта тема. Давайте поделимся опытом....:):
     
  2. zzzzzzzz

    zzzzzzzz Постоянный

    Регистрация:
    18 апр 2015
    Сообщения:
    176
    Симпатии:
    66
    Город:
    Павловский Посад
    Прибор:
    X-705
    Имя:
    Сергей
    Опробовал такой способ:
    Очищенную вещь\монету сушу несколько дней на +60 градусов (сделал специальную сушилку).
    Потом, еще теплую, покрываю в 2-3 слоя (также, с просушкой слоёв в тепле) лаком "Цапон".
    Тонким слоем, без фанатизма.
    Изоляция от влаги и воздуха идеальная. Думаю, даже лучше, чем воском.
    Если нужно расконсервировать - лак легко растворяется в ацетоне.
     
  3. iolafishing

    iolafishing Модератор Команда форума Модератор

    Регистрация:
    18 фев 2016
    Сообщения:
    184
    Симпатии:
    77
    Город:
    Царевококшайский уезд
    Прибор:
    E-Trac
    Имя:
    Сергей
    Я тоже иногда использую Цапон лак, отличная штуковина. В последнее время начал использовать натуральный очищенный воск. Читал много высказываний и ЗА и Против натурального воска. Говорят что в нем много кислот.... Ну все таки я остановился на воске. Знакомый (по интернету) реставратор уже очень давно его использует. Делается все просто.

    Берём какую либо СТЕКЛЯННУЮ тару ( подойдет любая стеклянная баночка,я использую пол литровую ), кладём туда воск (можно купить на рынке или попросить у тех,у кого есть пасека),воск должен быть светло желтого цвета,чем ближе к белому,тем лучше. Ставим всё это на водяную баню. То есть берём какую либо металлическую посуду ( ковшик, кастрюльку ), наливаем туда воды, ставим на плиту и помещаем в неё баночку с воском. Воды должно быть примерно на уровне половины помещённой баночки, а воска в банке – чуть меньше трети. Так и получается водяная баня, в которой мы расплавляем воск в баночке. При этом нужно внимательно следить, что бы уровень воды не опускался ниже положенного, а то баночка может треснуть ! Когда воск расплавится, помещаем туда монету или иконку, требующую консервации и таким образом постоянно наблюдая за уровнем воды и следя, что бы баночка не опрокинулась, вывариваем монету от 20 минут до получаса. По истечении времени, аккуратно вынимаем монету, промакиваем её аккуратно чистой тряпочкой, что бы убрать лишний воск, и кладём остыть на какую либо поверхность. После того как консервируемая вещь остынет, помещаем её в коллекцию. Получается очень контрастно и с не большим приятным блеском...:):
     
    Последнее редактирование: 19 фев 2016
  4. zzzzzzzz

    zzzzzzzz Постоянный

    Регистрация:
    18 апр 2015
    Сообщения:
    176
    Симпатии:
    66
    Город:
    Павловский Посад
    Прибор:
    X-705
    Имя:
    Сергей
    Дело вкуса и опыта, конечно.
    Но, сдаётся мне, что воск со временем испаряется. Под действием тепла окружающей среды.
    В отличии от застывшего лака.

    ПС. Надо сказать, что "Цапон" был специально разработан в середине прошлого века для защиты электронных компонентов и проводников от агрессивных сред. Им покрывают, например, собранные печатные платы для эксплуатации в морских условиях, в космосе и т.д.
     
  5. iolafishing

    iolafishing Модератор Команда форума Модератор

    Регистрация:
    18 фев 2016
    Сообщения:
    184
    Симпатии:
    77
    Город:
    Царевококшайский уезд
    Прибор:
    E-Trac
    Имя:
    Сергей
    Согласен с Вами по поводу лака. По поводу воска.... для этого я и выдерживаю 20-30 минут в воске. Если просто окунуть и вытащить находку, получается только поверхностная пленочка, которая со временем как Вы сказали испарится. При выдерживании, находка максимально пропитывается, заполняя все поры воском.
    Цапон лаком у меня покрыта не одна иконка. Ни чего плохого про этот метод сказать не могу. Но пытаюсь эксперементировать.....:):
     
  6. zzzzzzzz

    zzzzzzzz Постоянный

    Регистрация:
    18 апр 2015
    Сообщения:
    176
    Симпатии:
    66
    Город:
    Павловский Посад
    Прибор:
    X-705
    Имя:
    Сергей
    Еще одно маленькое слово, и убегу... :)
    Воск совсем не защищает от возможного механического повреждения.
    Вообще, его, по моему, просто в своё время пропиарили. А теперь втюхивают за приличные деньги. :)
    Не, он, конечно, воду отталкивает. Но, когда слой приличной толщины.
    А для антиквариата это уже не очень красиво.
    Понятно, когда в геологоразведке используют парафин для быстрой консервации камней, образцов. Чтобы довезти до лаборатории нетронутыми.

    Да и маркий он. Переходит на руки.
    Пыль налипает.

    Никого не хотел задеть. Каждый решает сам.
    Замолкаю.
     
  7. iolafishing

    iolafishing Модератор Команда форума Модератор

    Регистрация:
    18 фев 2016
    Сообщения:
    184
    Симпатии:
    77
    Город:
    Царевококшайский уезд
    Прибор:
    E-Trac
    Имя:
    Сергей
    Так ведь для того и тема создана, чтоб обсудить все плюсы и минусы каждого способа :):
     
  8. Француз

    Француз Новичок

    Регистрация:
    26 фев 2016
    Сообщения:
    25
    Симпатии:
    29
    Род занятий:
    важная фигура
    Город:
    Центр России
    Прибор:
    есть
    Имя:
    Максим
    Можно вместо синтетического воска использовать Паралоид В72 он же закрепитель, он же наносит на поверхность находки невидимый слой пленки, что гарантирует сохран монеты (он не такой глянцевый как Космолоид) хотя Паралоид бесцветный и прозрачный при правильной концентрации!!!
     
  9. Француз

    Француз Новичок

    Регистрация:
    26 фев 2016
    Сообщения:
    25
    Симпатии:
    29
    Род занятий:
    важная фигура
    Город:
    Центр России
    Прибор:
    есть
    Имя:
    Максим
    Поделюсь своими заметками по механической чистки (как это записано у меня;)))

    Ингибитор коррозии : БЕНЗОТРИАЗОЛ(БТА) Убирает очаги бронзовой болезни— химическое органическое соединение. Растворяется в спирте,бензоле, толуоле, метаноле и пр., в воде практически не растворим.
    Для защиты от коррозии предметов из меди, медных сплавов и серебра, лабораториями всего мира, используется ингибитор бензотриазол. (БТА) Способ применения :Механически очищенный предмет, погружаем в 5-7% р-р БТА, на 24 часа(при возможности использовать вакуум).После пропитки предмет вытереть тканью, для снятия излишек раствора. После обработки БТА не применять никаких смывающих процедур, чтобы не смыть защитный слой.
    При работе с бензотриазолом надо помнить, что он канцерогенен, поэтому необходимо исключать прямое попадание его на кожу и всю работу с ним проводить в перчатках. БТА можно добавлять и в защитные покрытия, например воск. Концентрация ингибитора в воске 1-1,5%.
    Бта-7 грамм порошка растворяешь на 100 граммах спирта, раствор готов.

    ПАРАЛОИД В72 Закрепляет полимер этил-метакрилат, стойкий к действию воды, кислот, масел, жиров. Наивысшего качества. Растворяется в ксилоле, толуоле, ацетоне. Наилучший синтетический материал для консервации металлических предметов. Стойкий к действию света (не желтеет), воды, водных растворов кислот, микроорганизмов.
    Перед консервацией, очистить предмет, обезжирить и просушить, после чего покрыть 5-10% раствором паралоида. С растворителями (ацетон, толуол ит.д.) работать в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе, ядовит! Покрывать можно двумя способами: 1)Полностью погружать предмет в раствор и дать немного времени, чтобы вышел из пор весь воздух и паралоид впитался в патину глубже. 2)Покрыть предмет раствором с помощью кисточки. Первый способ, предпочтительней.
    паралойд разводится в ацетоне 5 грамм на на 100 грамм ацетона но учтите, что ацетон летучий и будет испаряться в следствии чего концентрация паралойда повысится так что надо будет подливать частично ацетона.
    Монету поместить на 10 секунд и вынуть ИЛИ смачиваешь ватный диск дистиляром и легкими движениями рук, сначала наносишь слой Паралоида на одну сторону монеты, потом на другую – это при условии, что монета консервируется. Если монета обрабатывается для закрепления поверхности/для стабильности, то предмет можно продержать в жидкости чуть подольше (надо следить за консистенцией жидкости, а то возможно могут появиться разводы)Разводы можно убрать ацетоном!
    На тёмной пластинке с пластика, главное, что бы полоска не блестела, а была более матовой!
    После обработки Паралоидом предмет ничем не вытираем, а даем естественно высохнуть (можно дунуть на предмет, что бы сдуть лишние капли Паралоида)

    СИНТЕТИЧЕСКИЙ ВОСК. Cosmoloid 80 (Наносит защитный слой, но вместо синтетического воска, можно использовать Паралоид В72, т.к он наносит защитный слой в виде прозрачной пленку, после чего монету с легкостью можно положить в Альбом) В современной консервации/реставрации используются синтетические воски. Главное требование к таким воскам: отсутствие кислот, нейтральность к продуктам коррозии и металлам, бесцветность и не жирность. Именно поэтому в консервации не используются натуральные воски, такие как пчелиные. Используется в качестве защитных покрытий археологических находок. Не ядовит. 1)Гранулы растопить нагреванием и покрывать предмет полностью погружая в жидкий, расплавленный воск. 2)Холодный способ. Залить гранулы бензином «калоша» дать сутки раствориться, получится суспензия. Покрывать кисточкой.

    ТЕХ-45-быстро размягчает окислы на меди и бронзе, очищает тонкий черный налет на серебре, хорошо справляется с окислами на оловянистой бронзе и свинце. При подогреве раствора, реакция ускоряется в разы.
    ТЕХ-45 нужно хранить в ПОЛИЭТИЛЕНОВОЙ или СТЕКЛЯННОЙ таре, ПЛАСТИКОВУЮ тару (баклажки из обычных напитков) использовать нельзя.Для меди и бронзы можно использовать многократно уже работавший раствор.Для серебра обязательно использовать чистый прозрачный раствор.НЕ ДОПУСКАЙТЕ СОПРИКОСНОВЕНИЯ СРЕДСТВА С КОЖЕЙ,РАБОТАЙТЕ В ПЕРЧАТКАХ ИЛИ С ПИНЦЕТОМ.

    Кисточка стекловолоконная(под обжиг) Применяется после расчистки шаберами или при предварительной расчистки поверхности монеты_убирает загрезнения . Может использоваться неоднократно,2 мм.,водостойкая. Для чистки,контактов плат,для полировки металлических поверхностей и много другого. Предназначена для мягкой чистки (пыль, грязь и т.д.)Так же очень хорошо убираются полосы на патине от шабера после механической чистки. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ: Кисточка состоит из стеклянных волокон ,которые при работе ломаются и образуют стеклянную пыль, которую нельзя сдувать, сметать, вдыхать…рекомендуется смывать водой рабочий стол и предмет! Таким образом всё стекло смоется не разлетаясь вокруг. Очень аккуратно пользоваться ,не применять в косметических целях.

    Едкий натрий - Хорошей альтернативой к обычной промывке является способ, при котором промывка проводится в щелочном растворе (промывка железных предметов для удаление щелочей/солей). Применение раствора едкого натра не только сокращает время обессоливания, но и позволяет удалить трудно растворимый хлорид, находящийся в кристаллической решётке акагенита. Щелочной раствор проникает лучше в капиллярную систему, так как имеет более высокую подвижностью иона OH-. Гидроксид натрия (NaOH) преобразует хлорид железа III в хлорид железа II. Происходит обмен ионов Cl на OH из кристаллической решётки акагенита. При этом акагенит преобразуется в гётит, увеличению пористости продуктов коррозии и, соответственно, повышению скорости удаления хлоридов.
    Для приготовления раствора нужно развести 20 грамм NaOH (с содержанием хлора максимум 0,005%) в дистиллированной воде и довести объём до одного литра. В результате мы будем иметь 2 % щелочной раствор с показателем pH 14.
    Устройство ванны такое же, как и при промывки солей дистиллированной водой: решётка, ванна полностью заполнена раствором и закрыта крышкой. Находки не должны соприкасаться друг с другом. Расстояние между ними должно быть как минимум 3 см. Объём воды должен быть как минимум в 20 раз больше, чем объём самой находки. В воду руками не лазить. Предмет должен находиться как можно ближе к поверхности воды, так как тяжёлые соли опускаются на дно ванночки. Предмет находится в промывочном растворе от 3 до 15 месяцев. Менять воду: вначале процесса раз в неделю, к концу процесса раз в 3 недели. Для лучшего результата раствор можно подогреть до 50-60 градусов Цельсия и обеспечить циркуляцию жидкости.

    Признаком завершения процесса промывки является почти полное отсутствие хлоридов в промывочном растворе. Процесс можно назвать завершённым, если концентрация хлоридов не превышает 5 ррm, примерно 5 мг Cl/ 1 литр р-ра (Loeper-Attia und Weker, 1997). Если в течение нескольких недель не происходит дальнейшее вымывание хлоридов, то рекомендуется остановить процесс промывки. Чем короче срок промывки, тем меньше риск повреждения археологической находки.

    Для определения количества хлоридов в растворе существует множество способов. Самый простой из них - тест при помощи нитрата серебра (AgNO3). Но, изначально гидроксид натрия должен быть относительно чистый, без значительных примесей. Иначе такой тест ничего не даст. Для этого капелька промывочного раствора помещается на стекло. Под стекло подкладывается чёрная бумага. Это нужно для того, чтобы образовавшийся в результате реакции светлый осадок хлорида серебра (AgCl) был хорошо заметен на тёмном фоне. После этого, к пробе добавляется капелька нитрата серебра (концентрация: 0,05 N = 0,05 Mol/Liter). При наличии хлорида, в пробе выпадает светлый, практически не растворимый осадок хлорида серебра.


    ПАТИНА (медный купорос с марганцовкой)
    На 100 мл. дистиллированной воды 5 гр. медного купороса и 0,5 гр. марганцовки (не Китайской), и греть в железной миске-кружке, на водяной бане нагревается раствор и окунается туда монета/предмет, потом он от туда достается и смотрится эффект (когда то минуты хватает, а когда то минут 15 требуется, но нужно все время наблюдать за процессом). Перед нанесением патины, монету/предмет стоит обезжирить в Ацетоне в Растворителе (продержав ее там пару минут), хотя можно просто протереть спиртом, можно даже динатуратом (он свободно продается в строительных магазинах). После извлечения монеты из раствора/ванной, монету нужно сполоснуть под струей воды немного потерев зубной щеткой или пальцами рук…после высыхания монеты её надо полернуть о джинсу и рельеф проявится. Что касаемо соотношения жидкости и патины в виде медного купороса и марганцовки, то дистиоляр можно по необходимости подливать, т.к она в процессе может испаряться при нагреве ванной.
    Смыть данную патину можно чистящим средством или содой (при необходимости, т.к сам процесс патирования легкий, но монета может пойти пятнами и тогда нужно все начинать с начала;)))
    Подходите к чистке творчески пробуйте и экспериментируйте, так как словами всего не расскажешь, опыт самый хороший советчик

    Последовательность (формула от любителей)
    Моется в дистиляре с помощью щетки (или монета в сухую чистится стекло волоконной кисточкой для удаления загрезнений) потом на 12-24 часа монета помещается в дистиляр для вывода солей. Сушится с помощью спирта (что бы вывести воду) и закрепляется в Паралоиде для стабильности поверхности монеты-патины. После расчистки шаберами, монета обезжиривается в спирте и покрывается патиной в растворе (медный купорос с марганцовкой) После чего, монету полностью погрузить в БТА на сутки, что бы убить очаги бронзовой болезни (после БТА монета достается и протирается салфеткой, монету нужно как следует просушить и излишки БТА в виде кристаллов на монете убрать спиртом/салфеткой). После, монету уже можно законсервировать, либо Синтетическим воском, либо Паралойдом, создав защитную плёнку на поверхности монеты.
    БТА можно нанести на монету до патирования и после (если монета вся в раковинах и имеет глубокие ямки, куда сложно проникнуть инструментом и стекловолоконной кисточкой). Но если монета с ровной поверхностью, то БТА наносится после патирования.

    Формула от СТРАННИКА
    Принесли монету с копа, положили в картонную коробку и в тумбочку(никаких кульков), когда пришло время, чистим шаберами, после чистки если надо патинируем, потом в бта и потом консервируем, остальные прцедуры или бесполезные или вредные. Срочная обработка в бта только тогда когда монета уже имеет активные очаги бронзовой болезни.
     
  10. Stalker D

    Stalker D Новичок

    Регистрация:
    24 окт 2016
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Город:
    Москва
    Прибор:
    x-terra 705
    Имя:
    Дмитрий
    С монетами я поступаю проще, после чистки хорошо их просушиваю, потом вставляю в холдеры, которые как раз и предназначены для долгого хранения нумизматического материала исключающие воздействие внешней среды.